Это один из древнейших христианских храмов, сохранившихся от эпохи Киевской Руси. Величественный пятиглавый собор выстроен по византийскому образцу и, по всей видимости, византийскими каменных дел мастерами.
Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла Киевскую не только по названию.
Храм Святой Софии — главное сооружение города, как бы олицетворял и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию». Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.
В центре Владимира, неподалеку от Золотых ворот, расположена не очень известная для обывателей обитель — Свято-Успенский Княгинин монастырь. Между тем именно здесь находится знаменитая чудотворная икона «Богородица Боголюбивая», явившаяся во сне князю Андрею Боголюбскому и написанная затем по его повелению. Эту женскую княжескую обитель основала у северо-западной стены Среднего города, на высоком берегу Лыбеди, супруга великого князя Всеволода III княгиня Мария.
Святая Троица была настоящим сердцем стольного града Пскова. Свято-Троицкий кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его позолоченной главы виден далеко за пределами города,— особенно хорошо, если подъезжать к Пскову по Гдовской дороге, а также со Снетной или Соколиной горы. Собор является древнейшим храмом в Пскове, и, по существу, с ним в древности отождествлялся сам город, который назывался Домом Святой Троицы, так же как Новгород — Домом Св. Софии, а Изборск — Святителя Николая.
Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла — православный собор в Санкт-Петербурге, находящийся в Петропавловской крепости, памятник архитектуры «петровского барокко».
Еще великий князь Иван Калита и святитель Петр в 1326 г. заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси.
Казанский кафедральный собор — один из крупнейших православных храмов в Санкт-Петербурге, находится на Невском проспекте. До его строительства статус кафедрального собора имел Петропавловский, после него — Исаакиевский. В 1990-е гг. Казанскому собору был возвращен статус кафедрального.
Большое село Боголюбово знаменито в истории русского народа и его культуры XII столетия. Оно живописно раскинулось на высоких холмах близ Владимира, с которых хорошо видны клязьминская пойма, крутые петли реки, заречные леса и белеющий в полутора километрах храм Покрова на Нерли, жемчужина мировой архитектуры. Сохранившиеся в Боголюбове памятники возвращают нас к бурной и полной напряженной борьбы начальной поре княжения Андрея Боголюбского, когда в 1158—1165 гг. расширялась и обстраивалась прекрасными зданиями новая столица Суздальской земли — Владимир. В эти же годы строится и княжеский город Боголюбов.
Благовещенский собор, личный, домовой храм великих князей и царей,— памятник архитектуры нескольких строительных эпох. При этом архитектурные составляющие храма каждой эпохи имеют свое лицо и исключительную ценность. Собор — в итоге — возведен в 1484—1489 гг. артелью псковских мастеров на подклете разобранной белокаменной церкви конца XIV в.
В старину собор этот, в честь Михаила Архангела, назывался «церковью св. Михаила на площади».
В 1505 г. венецианский архитектор Алоизий (Алевиз Новый, как его звали на Руси) заложил Архангельский собор, который был закончен в 1508 г. Этот храм, второй по величине после Успенского собора, должен был служить усыпальницей русских великих князей, чем он и являлся до Петра I, когда царей стали хоронить в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
|