По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Иконостас в православном храме

Иконостас принадлежит к числу наиболее ярких явлений восточно-христианской православной культуры. Получив особое развитие на Руси, он стал национальным символом, воплощающим идею православного храма.

В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви. Однако если храм есть литургическое пространство, включающее в себя собрание верных, то иконостас показывает становление церкви во времени от Адама до Страшного суда, являя собой образ будущего богообщения в новом преображенном мире. «Евхаристия», представленная в декорации царских врат, будучи образом возобновляющегося в богослужении спасительного события, произошедшего некогда на Тайной вечере, объединяет и охватывает все времена, соединяет временное и вечное, земное и небесное.

ikonostas_1

Иконостас  Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Иконостас в том виде, в котором мы привыкли видеть его в православном храме, имеет длительную историю формирования и развития. В самых ранних христианских храмах иконостаса в современном виде не существовало: у ранних христиан алтарь отделялся от тела храма тканой завесой или  невысокой преградой, представлявшей собой либо низкую стенку-барьер, либо ряд колонн с архитравом, который в византийской традиции принято называть темплоном. Ряд исследователей считают, что древнейшим литературным источником, сообщающем о существовании алтарной преграды, является текст Евсевия Кесарийского (ок. 260-340 годов). В нем говорится о том, что в храме, построенном в Тире в IV веке, алтарь был отделен от остального пространства резной оградой. Также существует точка зрения, что тканые завесы появились в храмах значительно раньше, чем такие резные ограждения. По аналогии с завесой ветхозаветного храма они отделяли «Святое святых» церкви — алтарь — от места собрания верующих, служа внешним признаком иерархичности частей храма. В посланиях апостола Павла ветхозаветная завеса получила новозаветное толкование и была уподоблена плоти Христа, и поэтому впоследствии на ней стали изображать крест, ставший впоследствии обязательной частью декорации алтарных преград.

Ранние византийские преграды во многом еще сохраняли античные традиции и, как правило, состояли из мраморных барьеров и колонн, несущих архитрав-темплон, украшенный изображением креста. Со стороны алтаря за ним укреплялась завеса, которую можно было по необходимости задергивать и отдергивать в определенные моменты литургии. Такие преграды, являясь составной частью архитектурного ансамбля храма, выделяли алтарь, подчеркивая его значимость как места совершения таинства. Отделяя алтарь от наоса, завеса, преграда, а позже и иконостас служили границей между двумя мирами: горним и дольним, видимым и невидимым и были призваны выразить их нерасторжимую связь. Материальная преграда символизировала существование «невещественного иконостаса», понимаемого в православной традиции как собрание святых, небесных свидетелей, возвещающих миру о том, что находится «по ту сторону плоти».

Исторический путь превращения алтарной преграды в высокий иконостас связан, с одной стороны, с последовательным раскрытием этой мысли,  а также со всей историей формирования уже православной традиции как в византийский период, так и после него, уже на русской земле. Уже в VI веке император Юстиниан в построенном им храме св. Софии в Константинополе поместил на темплоне алтарной преграды рельефные образы Спасителя, Богоматери, апостолов и пророков. В постиконоборческий период, начиная с IX века, установка икон на темплоне практиковалась уже довольно широко. Для XII века украшение византийского темплона рядом икон стало повсеместным. К этому времени иконостас принял вид портика с колоннами и свободным пространством между ними. Иконы ставили на темплон или подвешивали к нему. Иногда большие иконы помещали в интерколумниях портика. Это были, как правило, иконы Спасителя, Богоматери и святого храма, некоторые из них были двухсторонними. Над царскими вратами помещалась основная икона — «Деисис» (греч. моление, в русском языке слово закрепилось в форме «Деисус»), изображающая на одной доске Христа и обращенных к нему с молитвой Богоматерь и Иоанна Предтечу. Византийская преграда могла иметь от одного до трех рядов икон, среди которых были и изображения пророков, и христианских праздников.

Сложившийся в Византии тип алтарной преграды перешел на Русь, где он постепенно претерпел ряд существенных изменений, превративших его в высокий иконостас. Исследования русских храмов XI-XII веков позволило установить, что в тот период на Руси существовало два основных типа алтарных преград — со сплошным темплоном, который перекрывал весь храм, и с укороченным темплоном, который закрывал только центральный алтарный проем. Темплон, в русской варианте «тябло», служил прежде всего для крепления завес, перекрывавших почти на половину высоты все алтарное пространство. Принципиальным обоих типов алтарных преград на русской земле от византийских стало отсутствие в композиции столбцов-колонн и установка темплона на значительной высоте. В дальнейшем эти черты в значительной степени предопределили превращение домонгольской преграды в высокий иконостас.

С точки зрения архитектуры большая высота темплона и отсутствие вертикальных членений в русских алтарных преградах провоцировали к заполнению пустоты, образовавшейся между низким барьером и темплоном. Однако формирование классического православного иконостаса связано не только с особенностями архитектуры православного храма. По мнению ряда ученых, развитие системы декорирования храма продолжалось и совершенствовалось с момента ее появления во времена патриарха Фотия, и сложение иконостаса было неразрывно связано с этим процессом. Самый древний известный нам памятник, в котором был установлен иконостас, состоящий из крупномасштабного «Деисуса», и царских врат, относится к 1360—1361 годам (церковь Федора Стратилата на Ручью в Новгороде). Здесь для крепления «Деисуса» возникло еще одно, нижнее тябло. В свою очередь, византийский темплон превратился в верхнее тябло. Местный ряд в этом иконостасе отсутствовал.

По поводу дальнейшего развития русского иконостаса в XV века существует две основных  гипотезы.  Согласно первой из них, высокий трехъярусный иконостас, включающий в себя деисусный чин, праздничный и полуфигурный пророческий ряды, был создан в Москве при непосредственном участии Феофана Грека. Вторая гипотеза основана на том,что высокий иконостас формировался постепенно, в два этапа.  Сначала иконостас состоял из деисусного и праздничного рядов. А В XV веке в мастерской Андрея Рублева впервые был создан иконостас, включающий полуфигурный пророческий ряд.  Возникновение нового типа иконостаса связывают с движением исихазма и особенностями богослужения по Иерусалимскому уставу, введенному на Руси митрополитом Киприаном.

Классический тип пятиярусного православного иконостаса окончательно формируется в XVI веке, когда существующему иконостасу добавляется новый ряд — праотеческий. Вместе с тем, на этом увеличение количества рядов и высоты иконостаса не останавливается. Уже в начале XVII века над праотеческим рядом все чаще появляется ярус с изображений серафимов и херувимов. Во второй половине XVII века в состав иконостаса прочно вошел так называемый пядничный ряд (иконы размером с «пядь», т.е. кисть руки, примерно 30 х 24 см.). Предположительно, его появление связано с решением Собора 1666—1667 годов, осудившего практику приношения прихожанами в храм собственных икон, из-за чего «всяк своей Иконе моляся на различные страны...». Собор постановил отдавать иконы в храм безвозвратно, и, по всей видимости, их стали размещать над местным рядом, чтобы обеспечить надлежащее поклонение образам. Кроме того, с чисто декоративной точки зрения пядничные иконы использовались в иконостасе для уравнивания по высоте разновеликих икон местного чина (ряда).

Во второй половине XVII века в иконостасе появился страстной ряд (иконы с изображением страстей Христа), а также венчающий иконостас крест с изображением Распятия. Страстные иконы помещались выше всех остальных и обычно заключались в отдельные резные картуши. В этот период значительно усиливается тенденция к большей декоративной пышности в оформлении иконостаса. Распятие становится более живописным, часто обрезным по контуру и заключенным в раму из позолоченной резьбы. В конце XVII — начале XVIII веков получили распространение иконостасы, украшенные богатой деревянной резьбой, которые превратились по существу в гигантские резные рамы для икон. В конце тот же период под русским влиянием резные иконостасы стали делать на Афоне, в Греции и на Балканах.

Иконостас каждого православного храма уникален и заслуживает особого внимания и понимания своего символического смысла. Однако для того, чтобы посетители нашего сайта смогли составить хотя бы общее представление об иконостасе, рассмотрим его классический пример, описанный в научной литературе.

Схема иконостаса

ikonostas

I. Местный чин
1. «Спаситель»
2. Богоматерь
3. Храмовая икона
4. Местночтимая икона
5. «Тайная вечеря»
6. Царские врата
а) Благовещение
б) Евангелисты
7. Двери в дьяконник
8. Двери в жертвенник
II. Деисусный чин
1. Спас в силах
2. Богоматерь
3. Иоанн Предтеча
4. Архангел Гавриил
5. Архангел Михаил
III. Праздничный чин


IV. Пророческий чин

V. Праотеческий чин
1. Ветхозаветная троица

А. Голгофа

Итак, иконостас обычно состоит из пяти  чинов (рядов икон) — местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого, увенчанных Распятием, и напоминает книгу, читать которую следует сверху вниз.

Верхний ряд (или чин) представляет первоначальную, ветхозаветную церковь от Адама до закона Моисея. Здесь находятся изображения живших в тот период праотцов (патриархов) со свитками в руках, поэтому этот ряд и носит название праотеческий. В центре его обычно изображено первое явление Бога человеку, «ветхозаветную Троицу» — явление Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба.

, поскольку здесь располагаются иконы с изображениями пророков, живших после Моисея. На свитках, которые пророки держат в руках, приведены тексты их предсказаний о Христе, а в центре этого ряда обычно помещают икону Знамения Богоматери — образное переложение пророчества Исайи: «... даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут Ему имя Еммануил». Эта икона указывает на непосредственную связь между Ветхим и Новым Заветами и служит связующим звеном между верхними ярусами и нижними в иконографической программе иконостаса.

Следующий ярус иконостаса представляет период новозаветный, а именно события, связанные с земной жизнью Христа — иконы двунадесятых праздников. Однако праздничный ряд — не последовательная иллюстрация евангельской истории. Его содержание определялось контекстом иконостаса как единого целого, а также различными нюансами осмысления суточного, недельного и годичного кругов богослужения. В праздничном ряду изображаются только те события, которые являются значимыми этапами Божественного домостроительства спасения. Обычно этот ряд состоит из икон Воскресения, главных двунадесятых праздников (Рождество, Крещение, Сретение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Преображение, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение), а также двух экклесиологических праздников подвижного цикла: Пятидесятницы и Воздвижения Креста.

Этот ряд — важнейшая часть православного иконостаса, и даже если все остальные ярусы отсутствуют, Деисус есть в любой православной церкви.
Обычно это композиция из нескольких икон, представляющая Христа в образе Спасителя на троне или «во Славе» с предстоящими по сторонам. Уже в византийских храмах такие иконы устанавливались на темплонах (алтарнх преградах) храмов.
В православной традиции на Руси Христос обычно изображается в образе главы Церкви Небесной — в митре, саккосе и с омофором. По правую сторону от Христа изображена Богоматерь Деисусная в позе моления, за ней — Архангел Михаил и апостолы. По левую сторону от Христа — Иоанн Креститель, Архангел Гавриил и Апостолы. За Апостолами могут быть изображения избранных святых, святителей, мучеников. Выбор святых ранее определялся богословскими и политическими интересами — это могли быть русские митрополиты или святые покровители князей, местные святые или особо чтимые князья.
Деисусные иконы бывают написанными в рост, оплечными и огравными (в которых священные персонажи изображены по пояс или по шею).
Основная тема Деисусного чина — моление, заступничество небесных сил за людей перед Христом. Достигшие святости и вступившие в Царство Небесное представители земного мира, образующие во главе с Христом Церковь Небесную, молитвенно предстоят престолу Христа-Судии, испрашивая снисхождения к собранной в храме церкви земной.
В том случае, если по обе стороны от Христа изображены двенадцать Апостолов (по шесть с каждой стороны), Деисусный чин называется Апостольским.

Если четыре верхних яруса — канонические, нижний ряд иконостаса уникален в каждом храме. В последнем, нижнем ярусе иконостаса по обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовая икона, изображающая тот праздник или того святого, которому посвящается храм (по этой иконе всегда можно определить название храма). Выбор остальных икон ряда зависит от местных потребностей и характера храма. Местные иконы представляют собой предмет наиболее близкого и непосредственного общения и почитания. К ним прикладываются, перед ними ставят свечи.

В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». Иначе — райские двери, поскольку алтарь символизирует рай.
Царские врата являются составной частью иконостаса и существуют со времени первоначального устройства алтарной преграды. Уже в V-VI веках они украшались священными изображениями — как правило, здесь помещается изображение «Благовещение», а под ним образы четырех Евангелистов. Символически царские врата означают вход в Царство Божье. Благовещение знаменует начало спасения человечества и одновременно воплощает ту самую «весть», которая была возвещена миру евангелистами. Над царскими вратами изображается «Причащение апостолов» или «Евхаристия» в знак того, что в алтаре происходит причащение священников, а на солее перед царскими вратами — причащение верующих.

которые ведут в диаконник и жертвенник, на них изображаются либо архангелы, либо святые диаконы как сослужители священников при совершении литургических ритуалов.

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"