По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Церковь Николы на Липне (Великий Новгород)

Приезжая в Великий Новгород, Вы за один день можете увидеть ансамбль Кремля с Софийским собором, Грановитой палатой и другими шедеврами,  храмы Ярослава дворища, церковь Федора Стратиллата. Любопытные также наверняка  посетят Юрьев и Антониев монастыри. Однако лишь самые смелые путешественники смогут взглянуть на  Церковь Николы на Липне, расположенную примерно в восьми километрах от города.

История

Когда-то в этом месте находился монастырь. Согласно преданию, он был возведен примерно в 1113 году, после того, как князь Мстислав Владимирович получил чудесное исцеление от обретенной здесь иконы Николая Чудотворца, в честь которого была освящена деревянная церковь. Позднее, в 1292 году, по заказу архиепископа Клемента, на ее месте началось строительство каменного храма. Когда точно его закончили, неизвестно, зато археологам удалось обнаружить граффити, которым анонимный автор сообщал о смерти заказчика.

Через много лет, в середине восемнадцатого века, монастырь был упразднен, многие его постройки — снесены или разобраны. Церковь Николы на Липне практически пришла в запустение.

После революции храм закрыли: богослужения в нем были прекращены, двухъярусная колокольня была снесена. В тридцатые годы здесь работала команда искусствоведов и археологов. Под слоем масляной краски им удалось обнаружить фрески предположительно 1293-94 годов. Благодаря этому открытию, известно, что на восточных столбах храма располагалась композиция «Благовещение», а над входом в диаконник – фреска «Три отрока в пещере».

Во время Великой Отечественной войны на острове, где она располагается церковь, был наблюдательный пункт, подвергавшийся неоднократным обстрелам. В эти дни храм сильно пострадал, его практически разрушили. К счастью, сразу после победы ученые и архитекторы провели детальную реставрацию церкви, благодаря которой мы имеем возможность любоваться первоначальным видом этого памятника.

Архитектура

Увидеть церковь Николы на Липне стоит хотя бы потому, что, по сути,  это первый храм, построенный в новгородских землях после татаро-монгольского ига. На его архитектурном облике сказалось влияние различных школ: новгородской, смоленской, а также западноевропейской. Такое смешение стилей, а в особенности влияние смоленской архитектурной школы, было характерно для новгородского зодчества XIII века. Так, есть все основания предполагать, что четырехстолпная церковь Параскевы-Пятницы на Торгу (1207 год) — с вимой, апсидами разной формы, притворами с трех сторон, декором с уступчатыми лопатками и окнами с бровками – была построена смоленской артелью мастеров. Далее, в течение века, появлялись и другие храмы, возведенные этими зодчими. Примерно в середине столетия, кроме новгородской архитектурной традиции и смоленской, начинает развиваться еще одна – новгородская линия с переработанными формами смоленского зодчества.

Это мы можем увидеть в Церкви Николы на Липне. По форме она — квадратный в плане,  четырёхстолпный, одноглавый и одноапсидный храм. Церковь имеет трехлопастное завершение. Все это, а также низкая апсида, лопатки по краям фасадов и характерное для Новгорода пирамидальное завершение окон позволяет сопоставить церковь Николы на Липне с одним из последних памятников домонгольского периода в этих землях — церковью Рождества на Перынском ските, датируемой до 1240 года. Примечательно, что она находится практически напротив, на другом берегу озера Ильмень. В обоих храмах мы встречаемся с адаптированными к новгородской архитектуре элементами смоленской традиции: смоленский тип храма (правда, несколько упрощенный в сравнении, например, с церковью Параскевы-Пятницы на Торгу), лопатки не на самом фасаде, а по бокам.

Однако в облике церкви Николы на Липне присутствуют и исконно смоленские формы. Речь идет о двухуступчатых арочных нишах над входами, бровках с зубчиками под окнами барабана. Это дает повод сопоставить данный памятник с храмом Параскевы-Пятницы на Торгу.

Почти все исследователи сходятся во мнении, что в архитектуре липненского храма присутствуют также черты западноевропейского зодчества. Среди наиболее вероятных прототипов выделяются церковь Якоба в Риге (XIII в), собор в Тарту (XIII в). К элементам западноевропейской архитектуры можно отнести крестообразные проемы в боковых нишах, заменяющих окна, кресты, выложенные из кирпича и аркатурные пояса в верхней части барабана.

Смешение стилей и традиций можно увидеть не только в экстерьере, но и в интерьере церкви Николы на Липне. Основные формы прямо повторяют интерьер  старшего брата – церкви в Перыни. Речь идет о полукоробовых сводах в восточных угловых компартиментах, восьмигранных столбах в западной части и палатках на хорах. Тяготение к крестообразным формам восточных столбов – некоторого рода отпечаток смоленской традиции. Исследователи также находят романские черты в интерьере храма. К ним относятся сомкнутые своды палаток на хорах в западных угловых компартиментах, которые сравниваются в крестовыми сводами с нервюрами в западноевропейской архитектуре.

Говоря о церкви Николы на Липне, следует также сказать о новой технике кладки, использовавшейся при ее строительстве. Храм был возведен из волховской плиты на растворе извести с песком. При строительстве был также применен кирпич новой удлиненной формы, происхождение которого, возможно, тоже следует искать в Западной Европе.

В целом, церковь Николы на Липне — монументальное сооружение. Цельность и органичность его образа  достигается за счет отказа от расчлененности объема, вытянутых пропорций и форм. В этом храме мы можем отметить черты исконно новгородской архитектуры, смоленского зодчества, влиянию которого подвергалось в то время строительство этих земель, и западноевропейских школ. Последнее объясняется желанием мастеров из России изобразить в храме хорошо узнаваемые романские элементы.

Автор статьи: Александра Степанцова

Как добраться

Церковь находится на острове Липно в дельте реки Мста, куда нет дорог и рейсовых маршрутов. Добраться до этого храма можно лишь самостоятельно и по воде. Для этого необходимо взять лодку и, двигаясь вверх по реке Волхов, в сторону озера Ильмень, добраться до левого или правого притока Мсты, которые сходятся за полтора километра до храма.

На карте

Назад

 

© 2008 Музей православного зодчества.
Храмы, церкви, соборы и монастыри России. Архитектура, история и искусство.
Сайт "Музей православного зодчества" является электронным СМИ (Свидетельство № ФС77 - 37756) перепечатка материалов без разрешения редакции запрещена и преследуется в соответствии с ФЗ "Об электронных СМИ" и ФЗ "Об авторском праве"